Украшения из Костромы
Наши украшения причислены к изделиям народных художественных промыслов Костромского края!
Будем и дальше радовать вас своими творениями!
Ювелирный промысел в Костромской области зародился в 10-14 вв. Археологические находки на месте Дурасовского городища, которое располагалось недалеко от села Красного Костромской губернии, свидетельствуют о развитом мастерстве костромских ювелиров. На месте древнего поселения обнаружены обломки тиглей, литейные формочки и точильные камни, которые и сейчас применяются для заточки инструментов. Было найдено много украшений, и это дало основание полагать, что ювелирный промысел являлся ведущим у жителей этого района.
Широкое распространение ювелирный промысел в Костроме получил в 17 в. В это время недалеко от города, в окрестных селениях Сидоровское, Красное, Нерехта, полным ходом развивается кустарное производство украшений, работает множество меднолитейных мастерских.
”Основным ассортиментом красносельских ювелирных изделий, вырабатываемых в сёлах и деревнях Красносельской и Сидоровской волостей в конце 17 века , были разнообразные женские украшения: серьги, кольца, пуговицы, большая часть которых выполнялась из низкопробного серебра в сочетании с цветными стёклами.”(А.И.Бузин)
Работы провинциальных ремесленников не уступают своим качеством изделиям столичных мастеров, их отличает исконно русский, народный характер и относительная дешевизна. Большое значение для развития костромского ювелирного промысла сыграла ежегодная новгородская ярмарка, на которую съезжалось множество народа. Изделия красносельских кустарей распространяются по всей России, становятся популярными.
“Вещи, выполненные в металле, особенно ценились, они были связаны с языческим культом, выполняли роль оберегов. В анималистических изображениях фигурок коней и птиц, многочисленных лунниц, спиральных колец можно видеть отклики древнеславянского искусства, фольклора с его поверьями и преданиями”. ”Богатая декоративная резьба Верхнего Поволжья, совместная работа резчиков иконостасов и серебряников –ризочеканщиков взаимно обогащали мастеров и благодатно отражались на их художественной деятельности. Памятники крестьянской домовой резьбы, сказочные и культовые образы в своеобразной интерпретации находят новое воплощение в художественном металле .” (А.И. Бузин)
В конце 19 в. Красносельский промысел занимает ведущее место среди ювелирных промыслов России. Местные умельцы делают не только женские украшения, в их ассортимент входят изделия культового назначения: образки, складни, иконки и кресты.
В 1897 году Министерство финансов по инициативе Костромского уездного земства открывает в селе Красное класс технического рисования с целью поднятия художественного вкуса кустарей и художественной направленности изделий. Преподавателями мастерской стали профессиональные художники, окончившие Строгановское училище. Эти учебные заведения были первыми для российских кустарных ювелирных промыслов, что еще раз подчеркивает значимость Красносельского ювелирного промысла. Преподаватели учебной мастерской, сформировавшиеся на лучших образцах западно-европейского и русского искусства привнесли сюда свои знания ювелирного дела, ювелирных техник. Прибывший из Костромы замечательный мастер И.А.Дерябин обучал ребят сканно-филигранному делу. Именно тогда и начала свое шествие знаменитая в будущем красносельская скань.